Россия вступает в 2026 год со знакомой проблемой, которая становится все более острой: доходы от нефти, которые финансируют ее бюджет и ее войну, быстро сокращаются.
Согласно расчетам Reuters, опубликованным в пятницу, налоговые поступления России от добычи сырой нефти в январе могут упасть примерно до 380 миллиардов рублей (4,7 миллиарда долларов), что является самым низким ежемесячным сбором с конца 2022 года. Это будет означать снижение на 16% по сравнению с декабрем и обвал более чем на 50% по сравнению с январем прошлого года. Для правительства, которое по-прежнему в значительной степени зависит от доходов от нефти для финансирования военных расходов и социальных обязательств, время выбрано неподходящее.
Большую часть ущерба нанесли цены на нефть. Экспортные смеси из России в декабре были дешевле, чем в ноябре, при этом средние цены снизились примерно на 12%, что механически снизило привязанный к этим ценам НДПИ. По данным Argus, в пятницу, 19 декабря, основной российский экспортный сорт нефти сорта Юралс продавался ниже 35 долларов за баррель. Укрепившийся рубль усугубил удар, уменьшив стоимость экспортных поступлений, конвертированных в местную валюту. Маржа нефтепереработки также снизилась, что привело к снижению налоговых поступлений от нефтепродуктов и нефти.
Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается в конце каждого месяца и отражает объем добычи за предыдущий месяц. Для нефти, добытой в декабре, эффективная ставка налога оценивается примерно в 14 266 рублей за тонну — почти на 20% ниже, чем в ноябре, и более чем на 50% ниже уровня, наблюдавшегося годом ранее. Эти ставки вернулись на территорию, которую последний раз посещали в декабре 2022 года, когда официально вступило в силу эмбарго Европейского Союза на российскую нефть.
Этот слайд не является изолированной точкой данных. Расчеты Reuters, проведенные ранее в этом месяце, показали, что совокупные доходы России от нефти и газа в декабре сократились почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, упав до уровней, которые в последний раз наблюдались во время обвала спроса в эпоху пандемии в 2020 году. Снижение цен, более сильная валюта и расширение скидок на российскую нефть марки «Юралс» (усугубляемые санкциями США в отношении «Роснефти» и «Лукойла») — все это привело к сокращению денежного потока.
Напряжение начинает проявляться в политических дебатах. Москва уже выдвинула идею налоговых льгот для «Газпрома», чтобы смягчить обвал экспорта трубопроводного газа в Европу. Предполагается, что это может быть компенсировано более высокими налогами в других частях энергетического сектора. Подобные финансовые перестановки очень красноречиво отражают проблему: нефть и газ по-прежнему обеспечивают примерно четверть российского бюджета, но подушка безопасности истощается.
На данный момент Россия, возможно, сможет принять удар на себя. Но если цены на нефть останутся низкими, а санкции продолжат действовать, начало 2026 года окажется менее щадящим, чем хотелось бы Кремлю.
Джулианна Гейгер для Oilprice.com
Еще больше полезного для чтения на сайте Oilprice.com