Согласно отчету, опубликованному в среду Национальным бюро азиатских исследований (NBR), американские компании, работающие в Южной Корее, заявляют, что антимонопольный регулятор страны превратил правоприменение в политический инструмент, который несправедливо нацелен на них, одновременно защищая внутренних конкурентов.
В 50-страничном исследовании «Понимание влияния правоприменения KFTC на американские фирмы» делается вывод о том, что Корейская комиссия по справедливой торговле (KFTC) осуществила правоприменение, которое «отражает модель, которую фирмы широко воспринимают как протекционистскую» и расходится с передовой мировой практикой. Отчет, написанный Найджелом Кори, научным сотрудником-нерезидентом NBR, основан на конфиденциальных интервью с руководителями США, которые описали нормативную среду, которая является «непредсказуемой, политизированной и настроенной против них».
«Администрация Трампа ранее выражала обеспокоенность по поводу подобных цифровых барьеров, и новый отчет Национального бюро азиатских исследований показывает, как эти регулятивные преследования запугивают американские компании, работающие в Корее. Действия KFTC создают атмосферу страха, которая препятствует инвестициям США в Корею и наносит ущерб нашим двусторонним отношениям», — сказал посол Роберт О’Брайен, бывший советник президента Трампа по национальной безопасности.
В отчете говорится, что KFTC регулярно начинает расследования при наличии минимальных доказательств, проводит необъявленные «утренние рейды» в офисах компаний и угрожает сотрудникам уголовным преследованием за сопротивление запросам документов. Подобная тактика, заключает автор доклада, создала «атмосферу страха, которая препятствует инвестициям, сдерживает инновации и подрывает верховенство закона и справедливую торговлю».
Руководители рассказали NBR, что следователи иногда занимали офисы неделями, конфисковывали конфиденциальные данные и требовали от сотрудников подписать показания перед тем, как их отпустят от допроса. Несколько компаний сообщили, что расследования повторяются каждые два-четыре месяца, часто совпадая с периодами политического контроля в Национальной ассамблее. «Затишье в расследованиях заставляет их нервничать», — говорится в докладе, описывая то, что он называет «перманентным кризисом соблюдения требований».
Хотя в 2020 году Южная Корея приняла поправки к законодательству, направленные на повышение прозрачности, NBR обнаружил, что компании «не могут значимо проверять или опровергать доказательства» до того, как будут наложены штрафы, что не позволяет им защищать себя, «как это было бы в других странах с развитой экономикой».
NBR обнаружил, что американские компании подвергаются непропорциональному контролю по сравнению с корейскими и китайскими конкурентами. Фирмы сообщили исследователям, что те же регулирующие органы «также оказывают более легкое отношение к корейским и китайским конкурентам», и эта закономерность, как говорится в отчете, вызывает обеспокоенность по поводу избирательного правоприменения. Хотя KFTC отрицает фаворитизм, NBR заявляет, что сочетание непрозрачных процедур и политического давления создало «регулятивную среду, которую американские компании считают непредсказуемой и настроенной против них».
В соответствующих заявлениях в Управление торгового представителя США отраслевые группы использовали еще более резкие формулировки. Ассоциация компьютерной и коммуникационной индустрии, Ассоциация приложений и другие заявили, что KFTC фактически «использовала закон о конкуренции в качестве оружия», чтобы преследовать американские фирмы, одновременно щадя отечественные конгломераты — характеристика, которую NBR приводит в своем обзоре комментариев третьих сторон.
Эти выводы стали результатом того, что администрация Трампа оказывает давление на союзников, чтобы те демонтировали то, что она называет «закулисным протекционизмом». Представители Торгового представительства США изучают выводы отчета в рамках Национального оценочного отчета по внешней торговле на 2026 год.
В более ранних документах по этому процессу Коалиция сферы услуг описывала корейское правоприменение как «тревожную аномалию для близкого торгового партнера США», а Ассоциация компьютерной и коммуникационной индустрии заявила, что зависимость KFTC от криминальных угроз «подрывает нормативную предсказуемость и прозрачность, необходимые для трансграничной цифровой торговли».
По оценкам Фонда Competere, чье экономическое моделирование цитируется NBR, дискриминационное правоприменение может стоить экономике США 525 миллиардов долларов в течение десяти лет, или примерно 3900 долларов на семью, и привести к упущенному экспорту США в размере 128 миллиардов долларов, связанному с торговлей цифровыми услугами. Competere также прогнозирует аналогичные потери для корейских потребителей и малого бизнеса.
Моделирование Competere не было независимо проверено другими экономистами.
Президент Ли Джэ Мён и председатель KFTC Джу Бён Ки выступают за более активный подход к регулированию цифровых платформ. Предложенный ими Закон о справедливости онлайн-платформ, созданный по образцу Закона Европейского Союза о цифровых рынках, предоставит KFTC новые полномочия по ограничению сборов за услуги и контролю над тем, что он называет «превосходными переговорными позициями».
NBR предупреждает, что предлагаемый закон «юридически закрепит несправедливое обращение, которое, по сообщениям этих фирм, уже существует на практике». Хотя официальные лица США призывают Сеул пересмотреть свое решение, в докладе прогнозируется, что KFTC «продолжит следовать своей программе, даже несмотря на стойкую внутреннюю и международную оппозицию».
KFTC ранее заявляла, что ее правоприменение «в равной степени применимо к отечественным и иностранным фирмам» и что ее действия направлены на защиту потребителей и обеспечение честной конкуренции. Корейские аналитики говорят, что общественное недовольство крупными технологическими платформами (большинство из которых иностранные) усилило политическое давление в пользу агрессивного контроля.
Тем не менее, НБР предупреждает, что без большей прозрачности и процедурных гарантий режим конкуренции Южной Кореи рискует превратиться де-факто в нетарифный барьер. «Эта практика, — написал г-н Кори, — представляет собой значительный нетарифный барьер, который подрывает ключевое двустороннее экономическое партнерство».
Публикация доклада ставит близкого союзника США под новое пристальное внимание, в то время как Вашингтон стремится сплотить торговых партнеров для более широкого наступления на экономический национализм в Азии.
«Президент Трамп в последние месяцы усердно работал над восстановлением баланса этих торговых отношений, и было бы обидно, если Корея подорвет всю эту тяжелую работу из-за дискриминационной практики KFTC по обеспечению соблюдения конкуренции, предложенных законопроектов о цифровой торговле и несправедливых ограничений на картографические данные, нацеленных на такие американские компании, как Google, Apple, Meta и Coupang. Твердый, скоординированный ответ США необходим для обеспечения справедливого обращения с американскими компаниями и поддержания стратегического баланса против растущего экономического влияния Китая», — заявил О’Брайен, бывший советник по национальной безопасности.