Сирия только что установила большой западный флаг на своем газовом участке. Государственная сирийская нефтяная компания подписала меморандум о взаимопонимании с ConocoPhillips и американской компанией Novaterra о разработке существующих газовых месторождений и поиске новых в попытке вытащить энергетический сектор страны из руин военного времени. Дамаск заявляет, что сделка может увеличить добычу газа на 4–5 миллионов кубических метров в день в течение года с сегодняшней разрушенной базы.
Эта цель нетривиальна. Внутренняя добыча газа в Сирии упала с 8,7 млрд куб. м в 2011 году до примерно 3 млрд куб. м в 2023 году. Грубо говоря, сегодня это около 8 млн куб. м в день; достижение амбиций министерства будет означать увеличение объемов примерно на 50–60%, если все будет выполнено вовремя и в соответствии со спецификациями. Идея проста: больше газа в энергосистему, меньше отключений электроэнергии и меньше зависимости от экстренных молекул из Азербайджана и Катара, поступающих через региональные соглашения и Арабский газопровод.
Но Меморандум о взаимопонимании касается не только киловатт-часов, но и геополитики. Вашингтон уже отменил основные нефтяные и транспортные санкции в отношении Сирии и поддержал американский консорциум во главе с Baker Hughes, Hunt Energy и Argent LNG для разработки национального энергетического генерального плана. Более широкая стратегия Запада, подробно изложенная политическими аналитиками в начале этого года, заключается в том, чтобы вернуть Сирию на орбиту США и Великобритании, закрепить долгосрочные права на энергоносители и ослабить некогда доминирующее положение России, построенное вокруг Тартуса, Хмеймима и сети довоенных сделок по добыче полезных ископаемых.
Все это происходит в то время, когда президент Ахмед аль-Шараа занят усилением внутренней безопасности. Дамаск недавно возвестил о предотвращении заговоров Исламского государства против президента и использовал панику для оправдания новых контртеррористических полномочий, которые расширяют контроль безопасности на гражданские районы. Западные службы в целом признают, что угроза ИГ реальна, но географически ограничена, однако идея «прежде всего стабильность, потом инвестиции» оказывается полезной для нового режима.
Для ConocoPhillips и Novaterra наградой является возможность первым начать работу над восстановлением газового рынка при внимании МВФ, смягчении санкций ООН и мощной политической поддержке со стороны США. Риск заключается в том, что сегодняшний Меморандум о взаимопонимании никогда не перерастет в рентабельные контракты, если безопасность, финансирование или политика пошатнутся. В Сирии это не хвостовой риск. Это базовый вариант, на котором вы подписываетесь.
Джулианна Гейгер для Oilprice.com
Еще больше полезного для чтения на сайте Oilprice.com