День Благодарения — это типичный американский праздник: изобретенный в Новой Англии, провозглашенный Джорджем Вашингтоном, впечатанный в наш национальный календарь Авраамом Линкольном и отмечаемый молитвой, индейкой, начинкой, любовью, смехом и благодарностью по всей этой огромной стране злобных, а иногда и глубоко разделенных людей.
Всем известна история о паломниках Новой Англии, которые садились вместе с коренными американцами, чтобы отпраздновать успешный урожай, который часто называют первым Днем Благодарения. Это был праздник урожая в честь Дня благодарения, но еще не День Благодарения. В последующие десятилетия пуритане Новой Англии в разное время проводили много дней благодарения, а также официальные дни поста, но в течение многих лет не было единого мнения или регулярной практики.
В 1789 году Джордж Вашингтон издал первую прокламацию нового национального правительства в честь Дня благодарения, но это было разовое мероприятие. Следующий его день состоялся в 1795 году. Джон Адамс из Новой Англии провозгласил национальный День Благодарения, а Томас Джефферсон из Вирджинии этого не сделал. Джеймс Мэдисон стал президентом в 1809 году, но дождался 1815 года и завершения войны 1812 года, чтобы объявить национальный День Благодарения.
В 1827 году Сара Джозефа Хейл, автор книги «У Мэри был ягненок», начала свою почти четырехдесятилетнюю кампанию за объявление Дня Благодарения ежегодным национальным праздником. В 1863 году Авраам Линкольн подарил ей именно это, и с тех пор ее называют «Матерью Благодарения».
Это история, которую нам рассказали. Но настоящее происхождение нашей традиции Дня благодарения похоронено в архивах, в проповеди, произнесенной женщиной, которую история почти полностью забыла.
Ее звали Ханна Мэзер Крокери она родилась летом 1752 года в семье, которую можно было бы назвать «королевской семьей Новой Англии», если бы ее семья не потратила столько энергии на борьбу с властью настоящих членов королевской семьи. Ее отцом был Сэмюэл Мэзер, сын Коттона Мэзера, внук Инкриза Мэзера и правнук Ричарда Мэзера. Ее прапрабабушкой была Энн Хатчинсон, религиозный диссидент колониальной эпохи.
Крокер происходил из длинной семьи американцев-выскочек, которые никогда не верили, что элиты имеют право господствовать над жизнями и душами простых людей. Ее предки заложили краеугольные камни американской свободы и независимости, часто управляли гражданскими и церковными властями колоний и всегда придерживались идеи, что Америке предназначено величие.
То, что упустила из виду история – то, что скрыла многолетняя кампания Сары Джозефы Хейл – это вклад Крокера в нашу традицию Дня благодарения: проповедь на День благодарения, произнесенная 24 ноября 1813 года. Женщины не были в обычае писать и произносить проповеди. Но Крокер получила хорошее образование под руководством своего отца и была ярой защитницей прав женщин. Свою проповедь она опубликовала под псевдонимом «Increase Mather Jun», вспоминая своего прадеда, что, возможно, стало одной из причин, по которой ее роль затерялась в истории.
Ее проповедь была написана в темное для страны время. Мы снова находились в состоянии войны с Великобританией, войны, против которой выступали многие министры Новой Англии и которую высмеивали как «Мэдисоновскую войну». Хатчинсон присоединился к этим противникам в проповеди годом ранее, назвав это несправедливым и признаком того, что народ Божий «Американский Израиль» сбился с пути.
Проповедь Крокера 1813 года называется «Проповедь на День благодарения». Название отсылает к заявлениям Вашингтона и Адамса, а также к обычаям ее предков в Новой Англии. Она не чувствовала необходимости в том, чтобы правительство давало ей разрешение объявить день конца ноября Днем Благодарения.
Вот что делает эту проповедь примечательной: тема проповеди Крокера — возрождение американского величия. В качестве отправной точки он берет послание к Филиппийцам 4:6: «Не заботьтесь ни о чем, но во всем в молитве и прошении с благодарением открывайте свою просьбу Богу». Другими словами, будьте смелы, когда вы говорите с Богом, когда вы обращаетесь к своим нуждам, потому что вы особенные для Него. Вы заслуживаете его любви. Не смиренно принимайте то, что предлагает мир, а смело обращайтесь к Богу.
Для Крокера это было не просто личное наставление, хотя оно, безусловно, было таковым. Это также было учением для Соединенных Штатов, которые, по ее мнению, были удостоены божественной милости. Что было необходимо, так это возвращение к вере в божественно предопределенное американское величие, принятие американской исключительности и отказ от тех, кто говорит, что мы можем только справиться с нашим упадком. Нам нужно было заменить наш страх и тревогу благодарностью, молитвой и уверенностью в том, что Мы, Народ, заслуживаем Божьей любви.
«Хотя над нашей страной нависла очень тяжелая туча, мы не должны предаваться тревожной заботе», — писал Крокер.
Позже Крокер описал путь к национальному спасению в терминах, очень похожих на «Сделай Америку снова великой»: «Позвольте мне умолять вас всех вернуться к старому доброму пути».
Вы почти можете представить, как она поправляет поля красной шляпы.
В проповеди Крокера изложено повествование об американской традиции благодарения и ее связи с американским величием. Она описала это как продолжение традиции первого Дня Благодарения в Плимуте и провозглашения Вашингтона. Она провела резкий контраст между Соединенными Штатами и хаотичной, раздираемой войной и тиранией политикой остального мира.
Вашингтона хвалили за то, что он «вёл переговоры о мире со всеми народами как первую прелюдию к счастью своих подданных, прекрасно понимая, что война — это проклятие для всякой морали, добродетели и религии». Администрацию Мэдисона подвергли критике за объявление «жестокой, неосмотрительной и несправедливой войны против невинных жителей Канады».
Затруднения за рубежом сбивают нас с пути. Бог хочет, чтобы мы поставили Америку на первое место, утверждал Крокер.
Крокер выделил отношение Америки к евреям как особенно важный аспект нашей истории.
«Давайте ободримся, мои американские друзья, и будем надеяться, что Господь скоро посетит нас Своей милостью и каким-то особым образом, поскольку у нас есть основания быть благодарными за то, что мы единственная нация, под управлением которой его собственный народ, евреи, никогда не подвергался преследованиям», — написала она.
«Не будьте осторожны ни в чем, но молитвами и прошениями с благодарностью сообщите Богу о своей просьбе», — заключил Крокер. «И хвала и слава воздадутся Тому, Кто вчера, сегодня и вовеки Тот же».
Это была проповедь женщины, которая была одновременно бунтовщицей против мирских сил и служанкой Бога. И эти две вещи в совокупности сделали ее кем-то еще: настоящим американским патриотом.
Так почему же мы не знаем ее имени? Возможно, потому, что Хейл на самом деле была всего лишь крестной матерью Дня Благодарения. Но у нее было преимущество писать под своим именем, вести публичную кампанию на протяжении десятилетий и переписываться с президентами. Проповедь Крокера, опубликованная под псевдонимом во время войны, просто исчезла из нашей национальной памяти.
Наслаждайтесь Днем Благодарения. Благодарите, хорошо питайтесь, молись и будьте осторожны ни в чем. То есть пусть День Благодарения станет днем, когда молитва, благодарность и надежда вытеснят тревоги и страхи, которые мир навязывает нам.
И, возможно, произнесите небольшую благодарственную молитву Ханне Мэзер Крокер, истинной матери-основательнице нашей великой национальной традиции Дня Благодарения.