Эксперт Белогорьев: США разрешат продолжать деятельность НПЗ «Лукойла» в Европе
МОСКВА, 17 ноя — ПРАЙМ, Роман Серов. Болгария и Румыния ищут способ обойти санкции США против НПЗ «Лукойла», которые обеспечивают их топливом. Ждет ли Европу дефицит и подорожание бензина, если ее стратегия провалится, — в материале «Прайм».
Санкции распространяются на предприятия, в которых «Лукойлу» принадлежит более половины. Все операции с ними должны быть завершены до 21 ноября.
В список попали два нефтеперерабатывающих завода в Румынии и Болгарии. Там заволновались.
Заполнение болгарских автозаправок на 80% зависит от российского предприятия. СМИ сообщили, что бензина хватит лишь на месяц, властям пришлось это опровергать.
В Румынии зависимость поменьше — 25%. Но немалая часть этого топлива уходит в Молдавию, у которой альтернатив вовсе нет.
В Софии и Бухаресте пытаются предотвратить остановку важнейших предприятий. Румыния ведет переговоры с «Лукойлом» о продаже активов и ищет на них покупателя. В Болгарии обсуждают введение внешнего управления объектами. И все просят США повременить.
Российская компания в свое время активно развивала зарубежный бизнес. Помимо упомянутых НПЗ, ей принадлежат сеть АЗС в Финляндии и трейдер Litasco со штаб-квартирой в Дубае, есть активы в Африке. Также «Лукойл» — оператор проекта «Западная Курна — 2» в Ираке с долей 75%. В ряде проектов выступает миноритарием. Всего, по оценке Reuters, зарубежной собственности — на 22 миллиарда долларов.
Логично все это продать. Но сделку со швейцарским трейдером Gunvor на 19 миллиардов евро заблокировал Минфин США, заподозрив, что она может быть номинальной, а швейцарцы действуют в интересах России.
Речь идет о предприятиях, обеспечивающих топливом целые страны, и их правительства надеются сохранить присутствие российского нефтяного гиганта, пишет Bloomberg.
Один из вариантов решения проблемы уже опробовали в Германии. В 2022-м власти арестовали активы «Роснефти», куда входил НПЗ в городе Шведт. Теперь немцы сами ими управляют, российская компания числится собственником формально — никакого дохода не получает.
Схожую схему могут применить и сейчас, считает директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
«Операционная деятельность обоих НПЗ продолжится. Скорее всего, введут внешнее управление, и это Минфин США разрешит, как было в Германии. Особенно если название «Лукойл» уже не будет фигурировать», — говорит он.
Такой управляющий сможет осуществить поглощение активов на территории страны, а затем их перепродажу. В сложившихся условиях это наиболее вероятный сценарий.
Крайняя мера —национализация. Это уже обсуждают в отношении НПЗ в Шведте. Но тут есть серьезные судебные риски. Западная юридическая система безжалостна к экспроприации чужой собственности.
К тому же такое решение окончательно подорвет доверие инвесторов к ЕС, и так пошатнувшееся после истории с блокировкой российских госактивов.
У «Лукойла» появится шанс на компенсацию, хотя и в долгосрочной перспективе. Завод в Болгарии был прибыльным и пополнял бюджет страны, пока работал на российской нефти, однако ее поставки сократились более чем на 90%, что обернулось в 2024-м убытками. Пришлось переориентироваться на поставки из Казахстана, Ирана и других государств.
«В любом случае национализация —большая потеря, способная стать прецедентом. Продажа была бы гораздо менее болезненной», — отмечает эксперт аналитического центра университета «Синергия» Екатерина Федюкович.
По ее мнению, подорожание топлива на фоне всей этой истории весьма вероятно. Особенно если из-за американских санкций «опальным» НПЗ никто не продаст нефть. Но к этому европейцам не привыкать — с момента разрыва энергетического партнерства с Россией цены только растут.
Да и американцев это не волнует —под прикрытием того, что «трейдер ненастоящий», они хотят подтолкнуть «Лукойл» к продаже активов кому-то из своих игроков по сниженной цене. И национализация тут скорее минус, ведь тогда придется выкупать желаемое у нового владельца по рыночной стоимости.
Интересы США вступают в противоречие с чаяниями двух малоизвестных для американской общественности стран на задворках Европы.
«Если цель США —блокирование сделок, чтобы лишить «Лукойл» прибыли, то Болгарии необходимы стабильное обеспечение топливом и защита внутренних интересов», — указывает доцент Института экономики, математики и информационных технологий Президентской академии Тамара Сафонова.
По мнению Белогорьева, компромисс будет достигнут. Даже если в правительстве Трампа до конца не понимают важности активов, у Румынии и Болгарии есть возможность достучаться.
Тем временем на некоторых финских автозаправках уже заканчивается топливо: принадлежащая «Лукойлу» компания лишилась снабжения. Европе необходимо подсуетиться, иначе дефицит бензина ее все-таки настигнет.
Источник