В письме отмечается, что текущие цены на АЗС, придерживающихся социально ориентированной политики роста стоимости топлива в пределах потребительской инфляции, не обеспечивают достаточную маржинальность продаж нефтепродуктов в рознице.
В связи с этим Минэнерго РФ:
Идею перехода от ИПЦ к ИЦД как к ориентировочной величине, ограничивающей рост цен на АЗС, продвигает РТС. По его мнению, большинство позиций, по которым Росстат считает ИПЦ, не формирует себестоимость на предприятиях топливообеспечения. Согласно методике Росстата, он отслеживает цены на более чем 775 тыс. различных товаров и услуг, траты на которые равны или превышают 0,1% расходов домохозяйств. Топливо под эту категорию попадает, но вне охвата ИПЦ оказываются ключевые ценообразующие факторы для АЗС (налоги, зарплаты, тарифы, кредиты и др.). В результате ИПЦ недостаточно чувствителен к реальным издержкам отрасли, которые последние годы растут быстрее инфляции.
Как следует из материалов Минэнерго РФ, концепция таргетирования по ИЦД включает в себя такие компоненты, как:
В сентябре 2025 г. вице-премьер РФ А. Новак поручал Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину и ФАС проработать предложение РТС. Между тем, рассмотрев предложение РТС, Минэкономразвития РФ посчитало применение композитного индекса вместо ИПЦ нецелесообразным. Министерство заверило, что принимаемых правительством мер по стабилизации топливного рынка достаточно, и пояснило, что использование композитного индекса могло бы привести к обнулению демпфера и ускоренному росту цен на топливо, что косвенно повлияло бы на общий уровень инфляции в стране. Минэнерго РФ такие опасения не разделяет.
По данным Росстата, индекс потребительских цен за неделю с 11 по 17 ноября 2025 г. по сравнению с началом года составил 105,08% (инфляция 5,08%). При этом цены на топливо на АЗС (данные Росстата охватывают порядка 1800 АЗС в 279 городах или около 7% АЗС в России) продолжают обгонять инфляцию уже несколько недель подряд:
дизельное топливо – на 6,7% (4 недели).
Чтобы оценить рост розничных цен на топливо в контексте ИПЦ и ИЦД, Минэнерго РФ провело ретроспективный анализ. По оценкам министерства, с начала 2025 г. к 14 ноября:
Также министерство рассчитало топливный ИЦД на 2026 г. Ожидается, что он вырастет на 5,7% при росте ИПЦ на 4%, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ.
На основании этого, Минэнерго РФ приходит к выводу о том, что переход на композитный индекс в системе нефтепродуктообеспечения не повлечет избыточного роста цен на АЗС при стабильных макропараметрах. Минэнерго попросило Минэкономразвития, Минфин, ФАС и РТС представить свою позицию по новому расчету.
Минэнерго РФ приводит данные ЦДУ ТЭК на 12 ноября, согласно которым розничная цена бензина АИ-92 в среднем составляет 61,2 руб./л, с начала 2025 г. она выросла на 9,4% при инфляции 5,32%. В пересчете на единицы массы АИ-92 стоит в рознице 81,329 тыс. руб./т, в мелком опте (где в основном закупаются независимые АЗС) – 84,208 тыс. руб., на бирже – 66,569 тыс. руб. Таким образом, валовая маржа на АЗС от мелкого опта (цена на АЗС минус мелкий опт без учета затрат) для бензина АИ-92 составляет -2,1 руб./л. А валовая оптово-розничная маржа (АЗС минус биржа без учета затрат) — 11 руб./л.
По АИ-95 показатели следующие: цена в рознице 65,88 руб./л (рост на 8,9% с начала года) или 87,258 тыс. руб./т, в мелком опте – 88,706 тыс. руб./т, на бирже – 73,435 тыс. руб./т. Валовая маржа для АИ-95 от мелкого опта оценивается в -1 руб./л, а валовая от биржи – 10,4 руб./л.
Розничная цена дизтоплива составляет 74,97 руб./л (рост на 6,6%) или 88,2 тыс. руб./т, в рознице, 83,733 тыс. руб./т в мелком опте и 80,757 тыс. руб./т на бирже. Валовая маржа от мелкого опта по дизелю составляет 3,7 руб./л, валовая от биржи – 6,2 руб./л.
В среднем оценка чистой маржи на АЗС от мелкого опта по всем видам топлива (валовая маржа минус затраты 6,5 руб./л) составляет минус 6,3 руб./л, на АЗС от биржи (валовая маржа минус затраты 8 руб./л) – 1,2 руб./л.
По данным ОМТ-Консалт, в начале ноября 2025 г. рентабельность реализации бензина на АЗС начала демонстрировать первые признаки восстановления после 2 месяцев отрицательных показателей (дизтопливу рентабельность в минус не уходила). Так, средняя валовая маржинальность продаж бензина АИ-95 составила 1,2 руб./л (до этого показатель в течение 2 месяцев был отрицательным: -0,2 руб./л в октябре и -0,7 руб./л в сентябре). АИ-92 – 0,4 руб./л (в октябре она составляла -0,4 руб./л). Чистая маржинальность, учитывающая еще и дополнительные расходы АЗС (логистику, зарплаты, обслуживание инфраструктуры, затраты на электроэнергию и др.), по данным Петромаркета, для АИ-92 на конец октября осталась отрицательной (-3,7 руб./л).
Ситуация с рентабельностью продаж бензина для АЗС выправляется, чему способствует завершение сезона летнего пикового спроса, регуляторные решения (в т.ч. запреты на экспорт и на обнуление демпфера), спад ажиотажного спроса на бирже и снижение оптовых цен. Свой вклад вносит и временной лаг. Сейчас АЗС завершают реализацию топлива, закупленного в сентябре по пиковым ценам, когда стоимость АИ-92 на бирже превышала 70 тыс. руб./т. По мере того, как в розницу будут реализовываться партии бензина, приобретенные на бирже после снижения цен, ситуация с рентабельностью будет улучшаться, по крайней мере, для независимых АЗС, для которых ситуация с отрицательной рентабельностью продаж бензина была наиболее чувствительной.