Алексей Косыгин (IMO 9904546) – первый танкер-газовоз СПГ построенный в России, причем сразу усиленного ледового класса Arc7. Судно получило имя председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина, стоявшего у истоков образования Совкомфлота в 1973 г.
Отсутствие опыта строительства подобных судов и санкционное давление (под западными санкциями находятся Арктик СПГ-2, где будет работать судно, СКФ, ССК Звезда, сам Алексей Косыгин) привели к сильному сдвигу сроков строительства судна:
В итоге все испытания были завершены успешно и судно передано заказчику – СКФ для работы по долгосрочному тайм-чартерному контракту с Арктик СПГ-2. Ходить Алексей Косыгин будет под государственным флагом РФ, порт приписки – Санкт-Петербург. Экипаж газовоза состоит из 29 российских моряков.
Алексей Косыгин стал головным судном проекта Yamalmax Samsung 172 (SN2366), тип Алексей Косыгин.
Технические характеристики и главные размерения:
Когда судно начнет работу на проекте Арктик СПГ-2 пока неясно. В регистровой книге РС запись об Алексее Косыгине пока отсутствует. Между тем, прибытие судна должно стать серьезной поддержкой для Арктик СПГ-2, в распоряжении которого сейчас находится только танкер-газовоз Arc7 Кристоф де Маржери, а суда меньшего ледового класса добраться до отгрузочного терминала проекта уже не могут из-за сложной ледовой обстановки.
Для вывоза СПГ с проекта Арктик СПГ-2 изначально планировалось строительство 21 танкера-газовоза, из них ССК Звезда должна построить 15 судов, еще 6 – южнокорейская Hanwha Ocean, бывшая DSME (все 6 судов построены, в т.ч. 3 по российскому заказу, но их передача была заблокирована).
Из строящихся на ССК Звезда серийных танкеров-газовозов для Арктик СПГ-2 более-менее понятен статус 4 судов. Информации от ССК Звезда мало – в феврале 2022 г. верфь сообщала, что началась резка металла для 7го судна, для 3 танкеров-газовозов заложены кили (с учетом Алексея Косыгина). В сентябре 2023 г. сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза – Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте, а в сухом доке шло формирование корпусов еще 2 танкеров-газовозов — Константин Посьет и Виктор Черномырдин.
Ранее сообщалось, что сдача 2го танкера-газовоза (1го серийного) Петр Столыпин возможна в 1м квартале 2025 г., 3го танкера Сергей Витте – до конца 2025 г.
Одной из основных проблем строящейся серии стали криогенные емкости. Первые 2 танкера французская Gaztransport & Technigaz (GTT) успела оснастить системами хранения СПГ мембранного типа Mark III до ухода из России. Вопрос с криогенными емкостями для 3го и последующих танкеров-газовозов, вероятно, удается тем или иным образом решать. Отечественная мембранная технология хранения СПГ на судах уже разработана и получила предварительное одобрение регулятора.