Министр финансов Скотт Бессент в четверг обрисовал масштабную перезагрузку главного органа по надзору за финансовой стабильностью правительства США, утверждая, что Совет по надзору за финансовой стабильностью должен рассматривать экономический рост и экономическую безопасность как предварительные условия стабильности, а не конкурирующие цели.
Выступая на заседании FSOC, когда совет опубликовал свой годовой отчет за 2025 год, Бессент сказал, что администрация Трампа преследует то, что он называет «параллельным процветанием», периодом, в котором Уолл-стрит и Мейн-стрит расширяются вместе. Он назвал новый подход совета частью этих усилий после того, как он назвал годы, в течение которых гарантии безопасности превратились в бюрократическую волокиту.
«Слишком часто в прошлом», — сказал он, — усилия по защите финансовой системы приводили к «обременительным и часто дублирующим правилам» без особого внимания к экономическим издержкам или препятствиям для инноваций и кредитования. Администрация, по его словам, сейчас «меняет этот подход», поставив устойчивый рост и устойчивость национальной экономики в центр работы совета.
FSOC был создан Законом Додда-Франка 2010 года после мирового финансового кризиса, объединив глав Федеральной резервной системы, Комиссии по ценным бумагам и биржам, Бюро финансовой защиты потребителей и других регулирующих органов под председательством министра финансов. Он был задуман как орган раннего предупреждения о системных рисках, обладающий полномочиями подвергать небанковские фирмы надзору со стороны Федеральной резервной системы и подталкивать регулирующих органов к ужесточению правил в тех областях, которые он считал уязвимыми.
Однако, по мнению критиков, за полтора десятилетия своего существования FSOC отошла от этой первоначальной миссии. Вместо того, чтобы служить главным образом форумом раннего предупреждения, его часто рассматривают как средство распространения новых мандатов, определения дополнительных фирм и видов деятельности в качестве потенциальных угроз и поощрения регулирующих органов к ужесточению ограничений на широком спектре рынков. Как банки, так и небанковские фирмы жаловались, что работа совета способствовала созданию сети пересекающихся, иногда противоречивых правил, которые повышают затраты на соблюдение требований, ограничивают кредит и подталкивают большую активность в менее регулируемые уголки финансовой системы.
Замечания Бессента и новый отчет представляют собой самую смелую попытку реформировать совет, отказавшись от добавления уровней регулирования и сократив то, что он называет устаревшими или контрпродуктивными правилами. Годовой отчет построен вокруг того, что он называет «двойными приоритетами» экономического роста и экономической безопасности, которые, по его мнению, «оба необходимы для финансовой стабильности».
Что касается экономического роста, Бессент заявил, что более активное расширение поддерживает стабильность за счет увеличения банковских прибылей и буферов капитала, а также за счет поддержания здоровых балансов домохозяйств и предприятий и менее склонных к дефолту. Но он сказал, что политики исторически «не учитывали совокупное бремя режимов регулирования и надзора» или то, как немодернизированные правила могут сдерживать как устойчивость, так и рост.
Что касается экономической безопасности, он позаимствовал доктрину национальной безопасности, описав ее как сочетание мощного внутреннего производственного потенциала и надежного доступа к мировым ресурсам при уровне жизни, который американцы считают приемлемым. Если уровень жизни застопорится или упадет, предупредил он, возникшее в результате напряжение само по себе может стать источником финансовой нестабильности. Технологии, которые защищают систему от атак, и правила, которые помогают направлять кредиты в стратегические сектора, утверждал он, укрепляют как безопасность, так и стабильность.
В соответствии с этой структурой, новый отчет FSOC выделяет набор конкретных приоритетов, а не открытый список уязвимостей. По словам чиновников и в отчете, совет планирует создать межведомственные рабочие группы по устойчивости рынка, устойчивости домохозяйств, искусственному интеллекту и готовности к киберкризису. Группа по устойчивости рынка сосредоточит свое внимание на рынке казначейских облигаций стоимостью примерно 29 триллионов долларов и связанных с ними рынках финансирования, в то время как группа домохозяйств будет изучать очаги стресса в потребительском кредитовании, даже если в целом финансы домохозяйств остаются стабильными.
Рабочая группа по искусственному интеллекту будет иметь двойной мандат: поощрять регулирующие органы к использованию передовых инструментов для улучшения надзора и анализа данных, а также отслеживать потенциальные системные риски, связанные с быстрым внедрением искусственного интеллекта в кредитовании, торговле и управлении рисками. Отдельное усилие будет посвящено тому, как подготовиться к крупномасштабным киберинцидентам, включая угрозы, усиленные искусственным интеллектом, и, с течением времени, достижения в области квантовых вычислений, которые могут подорвать текущие стандарты шифрования.
Сдвиг Бессента уже проявляется в ряде конкретных нормативных изменений, которые подчеркивается в отчете FSOC.
После жалоб на то, что старая калибровка была обязательной даже для видов деятельности с низким уровнем риска, регуляторы банковской деятельности предприняли попытку пересмотреть ключевые коэффициенты левериджа, в том числе повышенный коэффициент дополнительного левериджа для крупнейших банков и коэффициент левереджа местных банков. Увеличенный коэффициент дополнительного кредитного плеча требует, чтобы крупнейшие учреждения держали капитал против всех рисков, независимо от риска, а это означает, что даже сверхбезопасные казначейские активы считаются такими же, как рискованные кредиты. Надзорные органы в течение многих лет предупреждали, что высокие требования к капиталу выталкивают банки из рынка казначейских облигаций; новый подход призван восстановить баланс, сохраняя стандарты кредитного плеча в качестве опоры, не препятствуя инвестициям и операциям с государственными ценными бумагами.
В отчете также указываются усилия по упрощению и адаптации правил капитала для общественных и средних учреждений. Агентства пересматривают дублирующиеся требования и волатильность буферов капитала для стресс-тестов, что на практике затрудняет банкам планирование кредитования и инвестиций. Предлагаемые изменения сгладят эти колебания и упростят работу небольших фирм, которые не несут таких же системных рисков, как крупнейшие дилеры, сохраняя при этом базовые стандарты поглощения убытков.
Что касается надзора, Бессент и совет поддерживают попытку сузить основания для ссылки на «небезопасную или необоснованную практику», включая сокращение использования открытого «репутационного риска» в качестве всеобъемлющего оправдания вмешательства. Во времена администраций Барака Обамы и Джо Байдена регулирующие органы использовали «репутационный риск», чтобы заставить банки отказаться от производителей огнестрельного оружия, компаний, занимающихся ископаемым топливом, и других предприятий, не пользующихся благосклонностью прогрессивных активистов. Банкиры заявили, что регуляторы подтолкнули их к отключению клиентов (шаг, который часто называют «дебанкингом») на том основании, что обслуживание их создает репутационный риск, даже если предприятия работают легально и не представляют кредитного риска.
Регулирующие органы начали отзывать или пересматривать рекомендации, которые подталкивали левые политические позиции, включая политику, связанную с климатом, к ожиданиям безопасности и обоснованности. В докладе утверждается, что более четкие, основанные на законодательстве стандарты должны сделать надзор более предсказуемым и снизить риск того, что банки почувствуют давление с целью выхода из политически невыгодных направлений бизнеса.
В годовом отчете также отмечается, что Федеральная корпорация по страхованию депозитов и Управление денежного контролера пересматривают политику проверки слияний, которая создала дополнительную неопределенность для консолидации банков, и что все три федеральных банковских агентства предприняли шаги, чтобы разъяснить, как учреждения могут взаимодействовать с бизнесом цифровых активов. Акцент, по словам совета, делается на последовательном применении существующих правил капитала, ликвидности и борьбы с отмыванием денег, а не на создании отдельного, более ограничительного режима, который может отодвинуть деятельность в тень.
Сторонники смены Бессента говорят, что она отражает давние жалобы местных банков, законодателей-республиканцев и некоторых экономистов на то, что посткризисная система стала слишком сложной и местами контрпродуктивной. Такие усилия, как Закон о финансовом выборе 2017 года, который стремился к широкому освобождению от требований Додда-Франка, сигнализировали о том, что давление в пользу корректировки курса нарастало в течение многих лет, даже если этот закон не стал законом.
Сенатор Элизабет Уоррен, демократ от Массачусетса, раскритиковала реформы, бездоказательно заявив, что администрация придерживается «подхода невмешательства в вопрос финансовой стабильности».
Бессент, со своей стороны, назвал эти изменения способом сделать FSOC более целенаправленным, а не менее бдительным. В отчете по-прежнему отмечаются уязвимости в таких областях, как коммерческая недвижимость, кредитное плечо хедж-фондов в сделках, связанных с казначейством, небанковские ипотечные кредиторы и растущая роль платежных стейблкоинов, но это делается на фоне общей системы, которая, по словам совета, оставалась устойчивой к недавним потрясениям.
Он также связал внутреннюю повестку дня с ролью США в качестве принимающей стороны Группы 20 крупнейших экономик в 2026 году, заявив, что администрация намерена сделать глобальный рост и дерегулирование центральной темой, добиваясь устранения «вредных правил и барьеров для инноваций» во всем мире.
Эта перекалибровка знаменует собой наиболее значительное переосмысление режима финансовой стабильности США со времен Додда-Франка, превращая совет, созданный после кризиса, в задачу сокращения устаревших правил, пытаясь при этом не упускать из виду риски, которые все еще могут разрушить экономику в целом.