Министерство финансов незаметно сделало исключение из своего собственного санкционного списка по России, разрешив операции с заправочными станциями под брендом «Лукойл», которые снаружи Россия до 29 апреля 2026 года. На бумаге это небольшой и конкретный отказ. На практике Вашингтон признает проблему, которую он не может решить, не создав другую.
Розничное присутствие Лукойла простирается далеко за пределы России. У него около 200 станций в Нью-Джерси, Пенсильвании и Нью-Йорке, и все они были бы заблокированы без отказа. Еще сотни станций расположены в Турции, Румынии, Болгарии и Молдове, и все они сталкиваются с той же неопределенностью. Казначейство явно решило, что не хочет одновременно взрывать такое количество местных предприятий.
Независимые станции «Лукойла» могут показаться мелочью. Но с экономической точки зрения, каждый доллар, который проходит через заправку под брендом «Лукойл», в конечном итоге перемещается вверх по цепочке к «Лукойлу», а часть доходов «Лукойла» перемещается вверх по цепочке к российскому государству. Компания платит Кремлю налоги, роялти и экспортные пошлины, а также любые обязательные «взносы», которые Москва требует от крупных фирм всякий раз, когда ей нужно заткнуть дыру в бюджете. Эти потоки в конечном итоге попадают в общие доходы правительства. И да, сюда входят военные расходы.
Независимая франшиза или нет, деньги все равно попадают в одно и то же место.
Финская сеть Teboil, также принадлежащая Лукойлу, уже заявила, что планирует закрыться из-за сокращения поставок топлива. Вероятно, это первый шаг в медленном процессе продажи активов, а не немедленный выход. И до тех пор, пока активы фактически не перейдут из рук в руки, на них распространяется отказ США.
Итак, если эти независимые люди в конечном итоге финансируют Кремль, почему США отказываются от них? Логика проста. Отключение тысяч насосов в нескольких странах нанесет ущерб местной экономике задолго до того, как это нанесет ущерб Кремлю.
Тем не менее, политическая оптика не очень хороша. Каждое исключение делает более широкие меры по санкциям немного более беззубыми.
На нероссийских станциях Лукойла пока ничего не меняется. Они пока могут продолжать продавать топливо и принимать платежи. Останется ли этот отказ «временным», будет зависеть от того, как часто Белый дом будет готов нарушать свои собственные правила, когда их соблюдение соответствует реальности.
Джулианна Гейгер для Oilprice.com
Еще больше полезного для чтения на сайте Oilprice.com