«Большая двадцатка» ходит по Китаю на цыпочках с кувалдой. В проекте декларации, с которым ознакомился Bloomberg, лидеры призвали защитить глобальную цепочку создания стоимости важнейших полезных ископаемых от «односторонних торговых мер, несовместимых с правилами ВТО» — дипломатический способ сказать: все заметили, что сделал Китай в этом году. Лицензирование Пекином диспрозия, тербия и других тяжелых редкоземельных металлов нарушило цепочки поставок от производителей ракет до заводов по производству электромобилей, и последствия все еще ощущаются в системе.
За последние шесть месяцев США и их союзники поспешили соединить воедино цепочки поставок от мины до магнита, находящиеся вне контроля Китая. Вашингтон приобретает миноритарные пакеты акций североамериканских компаний, занимающихся редкоземельными элементами; MP Materials и Aclara стремятся ввести в эксплуатацию линии разделения тяжелых редкоземельных металлов к 2026-2028 гг.; Европа теперь открыто финансирует заводы по производству магнитов, чтобы не оказаться снова застигнутой врасплох. Несмотря на это, математика мрачна: Китай перерабатывает более 90% мировых редкоземельных металлов и производит 94% постоянных магнитов, которые заставляют ракеты маневрировать, вращать турбины и ускоряться, не расплавляясь, на электромобилях.
Именно это доминирование сделало ограничения экспорта Китая такими эффективными. Ранее в этом году американские оборонные подрядчики предупредили, что они сжигают «страховой запас» германия, галлия и тяжелых редкоземельных металлов, при этом цены на некоторые сырьевые материалы выросли в пять или шестьдесят раз. Один поставщик категорически признал, что пропустит поставки, если сжатие продолжится.
Поэтому, когда «Большая двадцатка» говорит о том, чтобы сделать цепочки поставок полезных ископаемых более «устойчивыми», это потому, что Пекин недавно напомнил всем, насколько на самом деле асимметрично игровое поле.
Проект декларации не имеет обязательной силы, является добровольным и в высшей степени дипломатическим. Это не ослабит китайское доминирование. Но это показывает, насколько изменился стратегический разговор. Критически важные полезные ископаемые, которые когда-то были нишевой темой для горнодобывающих конференций, теперь соседствуют с Украиной, конфликтами на Ближнем Востоке и глобальными торговыми битвами на главной мировой арене.
«Большая двадцатка» не называет Китай по имени, но все уже знают, у кого в руках карты – и кто пытается перетянуть колоду.
Джулианна Гейгер для Oilprice.com
Еще больше полезного для чтения на сайте Oilprice.com