OFAC выпустило 4 новые генеральные лицензии (GL):
Блокирующие санкции против ЛУКОЙЛа и Роснефти США ввели 22 октября 2025 г. OFAC тогда выдало генеральную лицензию (GL 126), дающую месяц на сворачивание операций с Роснефтью и ЛУКОЙЛом, сделки с компаниями разрешены до 21 ноября 2025 г.
OFAC также выдал еще ряд лицензий под конкретные проекты с участием ЛУКОЙЛа (GL 124A по ТШО и КТК, GL 127 на операции долгом или долями участия, связанными с Роснефтью и ЛУКОЙЛом, GL 128 на операции с зарубежными АЗС ЛУКОЙЛа). Сейчас часть из них обновлена.
GL 131 разрешает определенные транзакции по переговорам и заключению условных соглашений на продажу LUKOIL International GmbH (LIG, объединяет зарубежные активы ЛУКОЙЛа) и связанных с этим мероприятий по техническому обслуживанию. В т.ч. исключение касается ЛУКОЙЛа или его аффилированных лиц при проведении операций, необходимых для продажи, отчуждения или передачи LIG или компаний, в которых LIG прямо или косвенно владеет 50% или более акций.
Сделки, связанные с продажей LIG, разрешены до 13 декабря 2025 г. При этом OFAC оговаривает, что реализация условных соглашений по продаже LIG будет прямо зависеть от получения отдельного разрешения от OFAC.
Также до 13 декабря 2025 г. продлевается период для сворачивания операций, контрактов и др. соглашений с LIG и его структур.
При этом GL 126, разрешающая сворачивание сделок с Роснефтью и ЛУКОЙЛом до 21 ноября 2025 г., остается в силе, ее обновления не последовало.
Напомним, что вокруг зарубежных активов ЛУКОЙЛа (LIG объединяет проекты ЛУКОЙЛа в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Ираке, Египте, в Западной Африке, Мексике, Болгарии, Румынии, Нидерландах и др.) сейчас идет серьезный переговорный процесс, в т.ч. с участием американских инвесторов:
GL 130 разрешает сделки в отношении 4 ключевых активов ЛУКОЙЛа в Болгарии и компаний, в которых у этих компаний 50% или более акций:
Разрешение дается на период до 29 апреля 2026 г.
Болгария оказалась в сложной ситуации в связи с санкциями США против ЛУКОЙЛа. БТА со ссылкой на председателя Агентства по государственным резервам А. Асенова сообщило, что страна столкнулась с дефицитом бензина. Впоследствии это заявление Минэнерго Болгарии опровергло, но нервозность никуда не делась. Власти Болгарии фактически установили режим внешнего управления активами ЛУКОЙЛа в стране.
Также OFAC обновил лицензию GL 124, заменив GL 124A на 124B, касающуюся активов в Казахстане, в которых у американских компаний есть значительный интерес. Основные изменения:
Напомним, что в этих проектах у США значительные доли участия. Так, в ТШО (оператор Тенгизского месторождения, одного из 3 крупнейших месторождений Казахстана), ключевыми акционерами являются Chevron (50%, оператор) и ExxonMobil (25%), тогда как у ЛУКОЙЛа скромные 5%. В КТК (оператор трубопроводной системы, соединяющий нефтяные месторождения запада Казахстана с морским терминалом неподалеку от г. Новороссийск) серьезные позиции у Chevron (15%) и ExxonMobil (7,5%), но и у ЛУКОЙЛа и Роснефти также заметные доли участия (12,5% и 7,5% соответственно). Более позднее разрешение для КПО может быть связано с тем, что операторами Карачаганакского месторождения выступают Shell и Eni (по 29,25%), а у Chevron 18% (у ЛУКОЙЛа – 13,5%).
Лицензия GL 128A, розничных АЗС ЛУКОЙЛа за рубежом, разрешает сделки с ними до 13 декабря 2025 г. (ранее – до 21 ноября 2025 г.).